Всем привет! Мы еще не знакомы с вами, но это временно. Меня зовут Элан, я активно занимаюсь предпринимательством, оптимизацией и продвижением бизнеса. Каждую пятницу я буду охотно делиться своими мыслями, идеями и опытом в блоге команды Angry Elephants.

Сразу хочу предупредить, что буду избегать всяких пафосных штук, официоза и помпезных заявлений. Ну, очень не хочется вас грузить, да еще и по пятницам. К слову, я всегда готов ответить на ваши вопросы – пишите их в комментариях. Ну, вот мы и познакомились. Начнем?!

Крауд-маркетинг - что, зачем и почему

Сегодня хочу рассказать вам про крауд-маркетинг, потому что совсем недавно обнаружил – не многие знают или правильно понимают этот вид продвижения. Начнем с определения, которое я максимально упростил и сократил.

Крауд-маркетинг – партизанский вид маркетинга, задача которого – продвинуть бренд, продукт или услугу с помощью мнения «толпы».

Интересности: термин «crowd marketing» НЕ пришел к нам из США или Европы, как это бывает в 99% случаев. Родилось понятие в таком виде именно в рунете, благодаря компании Referr, которую считают лидером в отрасли.

В чем, собственно, суть крауд-маркетинга: в представлении некоторых «профессионалов» - это оставить как можно спамных ссылок на форумах, в сервисах типа «вопрос-ответ» и на подобных ресурсах. То есть, там, где проводит время толпа (за исключением соцсетей). В действительности всё намного сложнее.

Крауд-маркетинг – это зверь, который включает в себя целых 3 направления интернет-продвижения:

  1. Репутационный менеджмент – работа с отзывами клиентов, которым нахамил ваш курьер или у которых украли посылку на почте, ответы на гениальные вопросы аудитории, милые смайлы в ответ на благодарности со стороны клиентов и т.д.
  2. Повышение продаж за счет общения с аудиторией – эдакие полезные советы и ненавязчивые рекомендации на местном форуме, бесплатные советы специалиста компании, который «просто хочет вам помочь безвозмездно».
  3. SEO оптимизация – продвижение в поисковых системах, которые всё больше не любят обычные ссылки и изощряются, чтобы привлечь больше внимания и денег для своих инструментов контекстной рекламы.

То есть, крауд-маркетинг – это смесь всех 3-х направлений, но (ни в коем случае!) не один из них. Если кто-то вас будет убеждать в том, что работа с отзывами в сети – это крауд, не верьте и бегите от этого «эксперта».

Почему крауд-маркетинг работает или не работает?

В идеальных условиях крауд-маркетинг повышает продажи за счет элемента общения (2-й компонент в списке выше) – эксперт дает совет простому смертному на форуме, решает его проблему и ненавязчиво упоминает свою компанию, бренд или услугу. В этом утопическом мире люди боготворят эксперта, аудитория сразу стает в очередь, газеты начинают писать про бренд, а владелец компании делает татуировку на плече «Crowd marketing forever».

Реальные условия общения в сети, конкуренции и изощренности других маркетологов сильно портят эту картину. Именно поэтому в силу вступают более навязчивые рекомендации, простановка ссылок и работа с отзывами. Крауд-маркетинг начинает приносить результаты тогда, когда вы используете все 3 компонента.

Я не представляю, как пользователь начинает гуглить информацию о бренде и его товарах только после того, как только что зарегистрированный «эксперт» этой компании написал на форуме: «Мы поможем, ООО «100% поможем». Ваша целевая аудитория, в 99% случаев, просто не хочет заморачиваться. Ей нужно получить всё здесь и сейчас: вот рекомендация, вот название компании, вот ссылка.

В некоторых случая ссылка не обязательна, но это актуально в тех случаях, когда вы реально размещаете 50-100 постов в месяц на разных ресурсах. В итоге те посты, в которых нет ссылки работают на узнаваемость бренда и лояльность аудитории, а с ссылками – могут привести вам клиентов. Причем крауд-маркетинг – это не про продажу одежды из Китая, хотя в этой нише использовать его тоже можно. Я лично считаю, что крауд лучше всего подходит крупным брендам, стартапам, локальным компаниям и дорогим товарам/услугам.

Интересности: локальным компаниям стоит понимать, что крауд-маркетинг будет эффективным инструментом, но очень затратным. Имеет смысл вкладывать деньги и силы, если в вашем регионе достаточно профильных ресурсов, а не 1 городской форум.

Сложности крауд-маркетинга

Я думаю, у вас закралась мысль, что крауд-маркетинг – это просто: дал задание менеджеру или секретарю зарегистрироваться на форумах, отвечать на вопросы, лепить ссылки, реагировать на отзывы – продажи пошли вверх. Не всё так просто, друзья, порой – ой, как не просто. Я объясню почему:

Это серьезный труд

Сразу прошу вас – забудьте о мысли перекинуть эту «легкую работенку» на кого-нибудь из сотрудников. После того, как в течение 1-2 месяцев все очевидные площадки закончатся, человек будет увиливать от работы и впадать в дикую истерику, говоря, что уже весь Интернет помечен следами вашей крауд кампании.

Уверены, что крауд-маркетинг просто необходим вашему бизнесу – нанимайте отдельного сотрудника, привлекайте на аутсорсе спеца или команду. Так вы скорее ощутите результаты и не будете недоумевать, почему ваш сотрудник и свою работу не делает, и на форумах слабенько трудится.

Результатов сразу НЕ будет

Крауд-маркетинг – это о перспективе, долгосрочных результатах и усилении эффективности продвижения вообще. Как отдельный инструмент он приносит свои плоды совсем не сразу. Я рекомендую сразу разобраться с более масштабными и прозрачными вещами.

Перед тем как играть в форумы, ссылки, рекомендации и отзывы, убедитесь, что ваш сайт толково оптимизирован, контент-план правильно составлен и реализован, бизнес-процессы оптимизированы, присутствие в социальных сетях не просто формальное и т.д. То есть, в крауд-маркетинг вам стоит ввязываться только после всех этих работ, чтобы в итоге подкрепить их эффект.

Как я рекомендую работать с крауд-маркетингом?

Чувствую, что увлекся, впереди выходные, а тут – длинный пост. Напоследок поделюсь алгоритмом работы, который поможет вам на первых порах. Буду вопросы – задавайте в комментариях.

Крауд-маркетинг: алгоритм работы

  1. Составляем список требований и критериев для площадок, на которых будем работать.
  2. Находим все площадки, которые отвечают этим критериям.
  3. Оформляем аккаунты на этих площадках и делаем их авторитетными: отвечаем на сообщения, вступаем в диалоги, помогаем пользователям, НЕ нарушаем правила.
  4. Гуглим, яндексим и делаем всё возможное, чтобы отследить новые темы на форумах, сервисах, площадках, связанные с брендом, продуктом, услугами.
  5. Периодически проводим анализ ссылок, которые удалось разместить на разных ресурсах.
  6. Постепенно вычищаем список площадок от тех, на которых посты и ссылки удаляют или не дают результатов.
  7. Регулярно ищем новые площадки, нарабатываем репутацию и стараемся отследить актуальные инфоповоды, к которым можно привязаться.

Надеюсь, вам было интересно. Если да, поделитесь записью в социальных сетях.

Другие темы

Комментарии

comments powered by HyperComments

Есть вопросы?

Закажите бесплатную консультацию
Я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь c политикой конфиденциальности.