По статистике в России 95% стартапов умирают в первый год. Это печально. Предлагаю разобраться, как можно повысить свои шансы и не попасть в эти 95%.

В последний месяц ко мне обратились 4 человека с вопросом: как запустить проект с нуля, имея только идею и некоторую сумму денег, и при этом снизить риск провала, не попав в большинство. Давайте сначала попробуем разобраться, почему выживают лишь немногие стартапы?

Распространенные ошибки

«У меня чумовая идея, ща мы её сделаем и заработаем миллион баксов за месяц». - Самая распространенная ошибка начинается именно с этого. Люди бросаются сразу реализовывать голую идею без предварительного понимания: "А оно нужно ли это кому-то?" - Возможно да, а возможно - нет. Как показывает опыт, отрицательный ответ на востребованность пользователями нового проекта встречается чаще.

«Для запуска мне не нужны деньги». - Либо вы очень наивны. Либо вы первоклассный программист + маркетолог +дизайнер, способный работать 48 часов в сутки. Либо вы настолько отличный лидер и оратор с первоклассным прошлым, что члены вашей команды (а без неё никуда) будут работать на вас только за идею.

«Я прочитал пару статей и знаю что делать». - Использовать описанный кем-то опыт - это хорошо, а иметь свой собственный, тем более негативный опыт (!), ещё лучше. В статьях и книгах невозможно всё рассказать, так же как сделать что-то максимально правильно, используя прочитанное в статьях и книгах. Хотя, конечно, шансов у подготовленных людей больше, чем у описанных выше.

«Я обратился в студию и мне сделали сайт для стартапа». - Ещё одна ошибка. Нельзя просто сделать сайт, обеспечить ему посещаемость и полагать, что дело сделано. Работа над сайтом и его совершенствование должны продолжаться постоянно … Наивно полагать, что сайт можно рассматривать как готовый продукт, т.к. никто не может заранее знать, что будет нужно его пользователям. Запуск сайта не может быть первым шагом в реализации стартапа.

Это далеко не полный список типичных ошибок людей, решающих запустить стартап в интернете, но самый распространенный. Давайте теперь рассмотрим основные этапы правильного запуска стартапа.

Основные этапы правильного запуска стартапа

1. Идея. На мой взгляд, лучшие стартапы решали, в первую очередь, личные проблемы их создателей. Поэтому начните думать о том, как сделать свою жизнь лучше и уютней? Тут все просто: это Ваша проблема, это Ваша боль, и мотивация избавиться от этой боли и решить эту проблему у Вас будет намного больше, нежели от надуманной проблемы, которую, возможно, Вы сами до конца не понимаете.

2. Подтверждение идеи. Идею нужно протестировать путем опроса своих знакомых, знакомых их знакомых и случайных людей. Например, провести опрос в Facebook или VKontakte. Тестировать тоже нужно правильно, а не вопросом в лоб: «Я хочу сделать вот такой-то сервис, тебе нравится идея?» - На такой вопрос ваши друзья, скорее всего, ответят: «Конечно, крутая идея!». Но нам ведь важно понимать есть ли потребность в такой услуге на самом деле? Выявление потребности будет намного эффективней, если его провести вот так: «Посмотри, какой крутой чайник я сделал, у него 2 носика! Как ты думаешь, он будет кому-то нужен?» - Или, ещё лучше, вот так. - «Ты пользуешься чайниками? А удобно ими пользоваться? Тебе хватает одного носика у чайника? Нет? А если бы их было 2?» - Ответы на такие вопросы будут намного честнее, потому что опрашиваемые Вами люди не будут знать, что Вы уже целиком погружены в свою идею и не побоятся высказать вам своё настоящее мнение о Вашей затее.

3. Первые продажи. Даже если кажется, что Ваш стартап ничего не продает, Вы сильно ошибаетесь! Ваш стартап продает некую ценность, идею, продукт, наконец. Для успешного развития проекта очень важны именно его первые клиенты, первые последователи, т.к. именно на основе их мнения Вы и будете развивать первую версию продукта. В самом простом варианте нужно сделать одностраничный сайт - landing page (на нашем сайте Вы можете почитать о правильных лендингах), который будет рассказывать о Вашем продукте и собирать первые предварительные заказы и контакты клиентов. Так же нужно зарегистрировать свои странички в социальных сетях и начинать работу по их продвижению там. Помните, мы всё это делаем ДО или параллельно в самом начале работы над самим сайтом или конечным продуктом! Для каждой отрасли товаров и услуг существуют свои места распространения информации в интернете, и мы работаем над этим индивидуально.

4. Разработка прототипа. Это один очень важный момент. На стадии запуска проекта необходимо разработать МИНИМАЛЬНЫЙ рабочий прототип. Именно МИНИМАЛЬНЫЙ прототип. Т.е. версию, которая будет делать только то, что должно работать в самом начале. Возвращаясь к примеру с чайником с двумя носиками, нужно сделать дырку и переделать носик… Не нужно сразу делать к нему свисток и приделывать ситечко. Только дырку и носик! Всё. Повторюсь, это очень важно. Почему? Да потому, что Вы не знаете:

  1. Будет ли продаваться чайник с двумя носиками или спрос на него окажется слишком мал?
  2. Нужен ли в действительности людям на чайнике с двумя носиками свисток?
  3. Нужно ли на чайнике прикрепленное ситечко?
  4. Нужны ли посетителям Вашего сайта все те плоды Ваших фантазий на начальном этапе проекта?

Начиная работу с минимальным прототипом, вы быстро получаете продукт, который сможете протестировать на практике. Что Вам это даст? Быстрое понимание реальных посетителей Вашего сайта и их запросов, Вы сможете продать им тот продукт, который у Вас есть, заработать первые деньги и понять все тонкости запросов ваших клиентов для последующей доработки Вашего продукта!

5. Тестирование. Теперь становится понятно, почему аудиторию для своего сайта нужно собирать заранее. К моменту запуска минимального прототипа сайта у Вас уже должны быть первые последователи и покупатели, на которых мы и будем тестировать продукт. Именно они нам подскажут, как сделать его лучше.

Как тестировать новый продукт? - Спрашивать, задавать вопросы, следить. Всё зависит от типа продукта. Мы с радостью ответим на Ваши вопросы: «А как собрать отзывы в конкретной ситуации?» - Пишите нам и мы Вам ответим!

6. Доработка. Итак, у нас уже есть отзывы, и мы знаем, что делать с нашим продуктом дальше. После этого мы начинаем реализовывать то, что просили люди. Тут только один момент: начинать нужно с пожеланий, которые поступили быстрее всего, и если Вы работаете в онлайне, то старайтесь выпускать новые усовершенствования каждую неделю. Так и Вы быстрее будете получать обратную связь, и пользователи будут видеть, как Вы оперативно выполняете их пожелания.

7. Замыкаем круг. Выполнив первый апгрейд, мы заново возвращаемся к пункту 5 и 6, постоянно тестируя и дорабатывая Ваш продукт: "Нет пределов совершенству!"

Что дальше?

Наконец, у Вас есть продукт, который выжил. У Вас есть реальные основания гордится собой. Дальше Вас будут подстерегать другие проблемы: перерасход финансов, проблемы с персоналом, но всё это мы осветим не в рамках данной статьи. В самом начале я обещал показать Вам, как реализовать свою идею, вывести на рынок и начать на этом зарабатывать. Не стану бить себя в грудь, говоря, что это волшебная таблетка, применив которую Вы достигните 100% успеха. Это не так. Скажу больше, скорее всего Вы не достигните успеха с первого раза. В этой статье я лишь описал "ошибку номер 3", о которой Вы сейчас прочитали. Зато теперь у Вас есть точное понимание того, как происходит запуск стартапа, и я надеюсь, что смог Вас уберечь от необдуманных шагов. Если захотите реализовать интересный проект - приходите к нам, и вместе подумаем, как его сделать более успешным с самого начала!

Другие темы

Комментарии

comments powered by HyperComments

Есть вопросы?

Закажите бесплатную консультацию
Я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь c политикой конфиденциальности.